Модель ВАЗ-Э1101


Модель ВАЗ-Э1101


Уже в декабре 1966 года начали задумываться над созданием первого отечественного микроавтомобиля. В конце 1968 года небольшому коллективу конструкторов выделили помещение для работ над машиной. Разработка первой отечественной малолитражки Э1101 "Чебурашки" (Э - экспериментальный) с передним приводом велась исключительно силами отечественных специалистов, без какой-либо помощи итальянцев или кого-либо ещё. И результат не заставил себя ждать – была получена вполне работоспособная конструкция.


Ход развития проекта 1101

Ход развития проекта 1101


В конце 1969 года начались работы над полноразмерным макетом переднеприводного автомобиля 1101. Он исполнялся в двух вариантах, но на одном макете (было очень тесно). Правую часть проектировал Ю. В. Данилов, а левую – В. А. Ашкин. «Половинка» Ашкина была довольно самобытной, но очень уж вычурной. В частности, весь капот у него был изрезан продольными щелями – так он оформил воздухоприток радиатора. В итоге остановились на варианте Данилова, более приближённом к реальности.


Две половинки полноразмерного макета Э1101 (слева – вариант Ю. Данилова, справа – В.

Две половинки полноразмерного макета Э1101 (слева – вариант Ю. Данилова, справа – В.
Ашкина)


В 1969 году, параллельно с двухдверным автомобилем, по инициативе главного инженера ВАЗ Е. Башинджагяна, создали два ВАЗ-Э1101 "Автороллер" с упрощенным кузовом. (у дизайнеров сей проект романтично именовался «Летучая мышь» Машинка оказалась лёгкой и довольно шустрой, несмотря на крохотный 850-кубовый двигатель. История его создания такова:В 1969-м вазовцы пригнали из НАМИ британский "Austin Mini Moke" - открытый, с легким противосолнечным тентом, автомобильчик на базе легендарного "Мини". Юркая, маневренная машинка попала на глаза главному инженеру ВАЗа Башинджагяну, который стал на ней ездить вдоль длиннющего главного конвейера. По его инициативе построили два похожих автомобиля на узлах "Чебурашки". Точку в истории автороллера поставил член политбюро Кириленко: на одном из официальных показов он сказал: "На автомобиль это не похоже, а как игрушка даже для моего внука дороговато".


ВАЗ-Э1101 "Автороллер"

ВАЗ-Э1101 "Автороллер"


В 1971 году, в августе, в экспериментальном цехе ОГК собран первый опытный двигатель Э1101. В Сентябре заработал первый моторный бокс ОГК в одном из корпусов ТПИ, куда поставлен на испытания двигатель Э1101. В декабре, в экспериментальном цехе собран первый в истории ВАЗа опытный образец переднеприводной микролитражки Э1101 собственной разработки.Перед новым, 1972-м годом в экспериментальном цехе собрались все, кто работал над проектом. Первый по-настоящему тольяттинский автомобиль, родившийся без услуг иностранцев, съехал со стапеля.

В машине все было оригинальным. Новый мотор 0,9 л мощностью около 50 л. с. установили поперечно. Кстати, группа под руководством Михаила Коржова создала семейство из трех двигателей рабочим объемом 0,9-1,1 л. Четырехступенчатую коробку передач тоже спроектировали заново. Передняя подвеска - "Мак-Ферсон", рулевой механизм от "Запорожца", но основательно доработанный. Даже сиденья были оригинальные. От VAZ 2101 - лишь некоторые детали отделки и панель приборов (новую создать попросту не успели).


Январь 1972 года. Первый опытный образец Э1101 («Чебурашка»)


В 1972 году, в январе начаты дорожные испытания Э1101. В апреле в экспериментальном цехе собран первый опытный образец джипа Э2121 (прообраз «Нивы»). Начаты его дорожные испытания

В 1973-м появился прототип второй серии ВАЗ-2Э1101. Учитывая замечания испытателей, его заметно модернизировали, в частности, примерно до 55 л. с. подняли мощность мотора. А кузов и вовсе был новым - работы Владислава Пашко и Игоря Гальчинского. Образец второй серии 2Э1101, появившийся в 1973 году, имел камуфляжную эмблему «Z-900», защищающую его от праздного любопытства.



ВАЗ-2Э11011973 г.


В 1976-м построили прототип ЗЭ1101 с кузовом хэтчбек работы Гальчинского и собственным, уже официальным именем "Ладога". И отдали на ЗАЗ. По приказу министерства специалисты ВАЗа помогали коллегам из Запорожья в создании модели 1102 - будущей "Таврии".


ВАЗ-3Э1101 "Ладога".

ВАЗ-3Э1101 "Ладога".


На этом приключения "Чебурашки" и его ближайших потомков закончились. Автомобильчик так и не встал на конвейер, но сыграл, наверное, не менее важную роль: помог в создании на молодом заводе конструкторской школы. Накопленные знания использовали при работе над "Нивой", а вскоре после завершения истории ВАЗ-1101 на кульманах появились наброски "восьмерки". Опыт, подаренный первым переднеприводником, пригодился и здесь. Так что в каждой современной "Ниве", "Самаре", "Оке" и даже "десятке" есть частички "Чебурашки". С этим согласятся те, кто верит, что у автомобиля все-таки есть душа.


Технические характеристики ВАЗ-Э1101

Размеры, мм
длинахвысота
3122x1315
база
2000
Компоновка
двигатель
спереди
ведущие колеса
передние
Кузов хэтчбек трехдверный
Двигатель ВАЗ-1101, бензиновый, карбюраторный, рядный
число цилиндров
4
рабочий объем
0,9 л
число клапанов
8
расположение
верхнее
мощность, л.с./кВт
50/36,8
Коробка передач механическая четырехступенчатая
Подвески
передняя
независимая, пружинная
задняя
зависимая, пружинная
Тормоза гидравлические
спереди
дисковые
сзади
барабанные
Электрооборудование 12 В
Размер шин 6.15—13


Первый вазовский электромобиль на базе автороллера («электророллер»). Увы, он так и не поехал