Автомобиль ВАЗ-2103
Fiat 124 ставший прототипом моделей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103, был впервые представлен публике в 1964 году.
При подписании договора о проекте Волжского автомобильного завода было оговорено, что «Фиат» предоставит наряду с техническим проектом завода полную документацию на два автомобиля («норма» и «люкс»). «Фиат» предложил готовые решения: в качестве авт. № 1 («норма») — FIAT 124, а авт. № 2 («люкс») — FIAT 125.Но потом в качестве прототипа для обоих машин был взят FIAT 124- так как по требованию СССР нужна была унификация между обоими автомобилями около 80 процентов. Автомобили были показаны советской стороне и получили одобрение — по обоим проектам сразу же начались работы.
В 1972 году ВАЗ запустил в производство более мощную по сравнению с ВАЗ-2101 версию «Жигулей» — ВАЗ-2103.(Но полноценное производствово «троек» началось в в начале 1973года- первые 1500 машин выпущеных в ноябре-декабре 1972 кода комплектовались салоном от ВАЗ-2101 из-за проблем с началом производствава «троечных» деталей оформления салона и носили индекс ВАЗ-2103В(В- временный)) Базовый 72-сильный двигатель ВАЗ-2103 позволял достичь скорости в 100 км/ч за 15 с.
Кроме того, эту модель отличало наличие вакуумного усилителя тормозов и автоматической регулировки зазора между задними тормозными колодками и барабаном, "спортивная" панель приборов с тахометром.
Отличия в отделке салона 2103 от ВАЗ-2101 были значительными: пространство над головой увеличено на 15 мм, а расстояние от потолка до сидения составляло 860 мм. Панель приборов, в которой установлены часы и тахометр, изменена.
Как и все классические седаны, Жигулям модели ВАЗ-2103 присущи те же недостатки, как то: неудобства погрузки багажа из-за высокой задней панели, маленький "бардачок" без подсветки, слабый свет в салоне и т.д. С точки зрения современной эргономики отличия от "копейки" представляются смехотворными. До 1980 года насос омывателя стекла был ножного типа.
Дерматиновые сиденья с низкими спинками даже подголовниками не оснащали, а салон фактически ни разу не модернизировали, и к концу производства (1984 год) он значительно устарел, точнее стал "немодным". Хотя надо признать, качество сборки в те времена было повыше: например, величина зазоров кузовных панелей и подгонка дверей нареканий не вызывали.
Сохранив величину дорожного просвета - 170 мм под картером задней оси, автомобиль за счет более низкой, нежели у "Москвича", "осадки" кузова на неровной грунтовой дороге цепляет коллектором выхлопной трубы все бугры и "гребенки". При этом поведение на дороге типично для "классики": машина ведет себя не совсем корректно - "мягкая" подвеска и, как следствие, смазанная обратная реакция "руля" затрудняют управление на полной скорости на скользкой дороге. Изменение электрики в связи с меняющейся технологией пришлось на 1977 год, когда начали устанавливать новые клеммы и соединения электропроводки. Несколько модернизаций претерпел карбюратор. Первую - в 1974 году, когда его конструкцию лишь слегка пересмотрели, а в 1976-м добавили винт качества. В 1980 году стали устанавливать карбюратор типа "Озон" модели 2107.
Позже выпускалось несколько модификаций этой модели с разными двигателями. Выпуск ВАЗ 2103 прекращен в 1984 году.
За 12 лет было выпущено 1 304 899 автомобилей «третьей» модели. Долгое время ВАЗ-2103 заслуженно считалась комфортабельной, надёжной и динамичной машиной. А пришедшая на смену модель ВАЗ-2106 выпускалась до 2006 года и широко эксплуатируется в России и странах СНГ.
Модификации
- ВАЗ-2103 — первоначальный вариант, двигатель 1,5 л.
- ВАЗ-2103 В — (индекс «В» означал «временный»). Гибрид ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103. Они комплектовались сиденьями и панелями приборов от 2101, в
остальном соответствуя документации ВАЗ-2103. - ВАЗ-21031 — двигатель 1,6 л.(опытная партия- было выпущено 150—200 машин)
- ВАЗ-21033 — двигатель 1,3 вместо 1,5 л,
- ВАЗ-21035 — двигатель 1,2 л.
- ВАЗ-2103 «универсал». - В 1976 году по указанию технической дирекции на конвейере ВАЗа были изготовлены и собраны три автомобиля ВАЗ-2103 «универсал». В производство эта модель так и не пошла
На базе ВАЗ-2103 в начале 80-х гг. группой «Автородео» была изготовлена для парадов уникальная трёхоска. Три ряда сидений (8 человек), 05-е фары и бамперы (сзади стоял дополнительный бампер-подножка). Хорошо видно хвостовое «оперение». Колёсная формула 6х2 (ведущий мост - средний).
Также, силами группы «Автородео» был изготовлен также ВАЗ-2103 «кабриолет».Использовался для парадов и коносъёмок (репродукция из журнала).
Вариант рестайлинга ВАЗ-2103,представленный ф. «Порше» (1976 г.). Не принят, поскольку уже была готова «шестёрка».
Модификация |
2103 |
21033 |
21035 |
Вместимость | 5 |
5 |
5 |
Плезная масса, кг. | 400 |
400 |
400 |
Собственная масса (полностью заправлен. и снаряж. без полезн. нагр.) кг. | 1030 |
1030 |
1030 |
Максимальная скорость (на высшей передаче с водителем и одним пассажиром), км/ч. | 152 |
145 |
140 |
Время разгона до 100 км/ч, сек | 17 |
19 |
20 |
Наименьший радиус поворота по следу наружного переднего колеса, м. | 5,6 |
5,6 |
5,6 |
Максимальный подъем (с полной нагрузкой, без разгона на первой передаче), % | 36 |
34 |
34 |
Тормозной путь (с полной загрузкой, при скорости 80 км/ч), не более м. | 43,2 |
43,2 |
43,2 |
Клиренс (с полной нагрузкой), мм. | 170 |
170 |
170 |
Расход топлива на 100 км. при скорости 90 км/ч., л. | 7,7 |
7,6 |
7,4 |
Двигатель (модель) | 2103 |
21011 |
2101 |
Диаметр цилиндра, мм. | 76 |
79 |
76 |
Ход поршня, мм. | 80 |
66 |
66 |
Рабочий объем цилиндров, л. | 1,45 |
1,3 |
1,2 |
Наминальная мощность по ГОСТ 14846-81, кВт | 53,3 |
47 |
43,2 |
Частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности, в мин. | 5600 |
5600 |
5600 |
Максимальный крутящий момент по ГОСТ 14846-81, Н*м | 104 |
93 |
85 |
Частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности, в мин. | 3400 |
3400 |
3400 |
Степень сжатия | 8,5 |
8,5 |
8,5 |
Передаточное число коробки передач: | |||
I | 3,75 |
3,75 |
3,75 |
II | 2,3 |
2,3 |
2,3 |
III | 1,49 |
1,49 |
1,49 |
IV | 1 |
1 |
1 |
Задний ход | 3,87 |
3,87 |
3,87 |
Поередаточное число главной передачи | 4,1 |
4,1 |
4,1 |
Колеса (размер) | 127J-330 (5J-13) |
127J-330 (5J-13) |
127J-330 (5J-13) |
Шины | Камерные радиальные 165/80R13 или 175/70R13 | Камерные радиальные 165/80R13 или 175/70R13 | Камерные радиальные 165/80R13 или 175/70R13 |
Общее устройство автомобиля ВАЗ-2103
- 1.Бачок для жидкости гидропривода сцепления;
- 2.Передний тормоз;
- 3.Пружинный амортизатор передней подвески;
- 4.Рычаги передней подвески;
- 5.Расширительный бачок системы охлаждения двигателя;
- 6.Боковой указатель поворота;
- 7.Подфарник:
- 8.Бачок смывателя ветрового стекла;
- 9.Фары;
- 10.Масляный фильтр:
- 11.Топливный насос;
- 12.Указатель уровня масла:
- 13.Распределитель зажигания;
- 14.Бачок для жидкости гидропривода тормозов;
- 15.Радиатор;
- 16.Аккумуляторная батарея;
- 17.Воздушный фильтр;
- 18.Двигатель;
- 19.Реле контрольной лампы заряда аккумуляторной батареи;
- 20.Картер сцепления;
- 21.Приемная труба глушителей;
- 22.Рычаг переключения передач;
- 23.Рычаг стояночного тормоза;
- 24.Рулевое колесо;
- 25.Передний дополнительный глушитель;
- 26.Задний дополнительный глушитель;
- 27.Пружина задней подвески;
- 28.Задний амортизатор:
- 29.Топливный бак:
- 30.Задний указатель поворота;
- 31.Стоп-сигнал и габаритный свет:
- 32.Основной глушитель;
- 33.Инструментальная сумка;
- 34.Фонарь освещения регистрационного знака;
- 35.Домкрат;
- 36.Запасное колесо;
- 37.Инструментальная коробка;
- 38.Задний тормоз;
- 39.Продольные реактивные штанги задней подвески;
- 40.Задний мост;
- 41.Заднее сиденье;
- 42.Задний вал карданной передачи;
- 43.Промежуточная опора карданной передачи:
- 44.Передний вал карданной передачи;
- 45.Переднее сиденье;
- 46.Коробка передач;
- 47.Педаль привода дроссельных заслонок;
- 48.Педаль гидропривода колесных тормозов;
- 49.Педаль гидропривода сцепления.