Автомобиль Lada Ellada (ВАЗ)

Lada Ellada (Lada Kalina Electric) – это первый серийный электрический автомобиль, разработанный на базе модели Lada Kalina. Его создание стало важным шагом в истории российского автопрома, отразившим стремление компании внедрить экологически чистые технологии в массовое производство.
История создания Lada Ellada
Интерес к электромобилям в России начал активно проявляться в 2000-х годах, когда мировые автопроизводители стали активно развивать технологии электрического транспорта. В 2010 году правительство России объявило о поддержке проектов, связанных с альтернативными источниками энергии, что стало толчком для разработки отечественного электромобиля.
Разработка Lada Ellada
Lada Ellada была создана на базе модели Lada Kalina. Это решение было обусловлено тем, что Lada Kalina уже была хорошо освоена в производстве и была популярной моделью, что могло упростить внедрение электромобиля на рынок. Работы над проектом начались в 2010 году. Первый прототип Lada Ellada был представлен широкой публике в 2011 году на Московском международном автомобильном салоне (ММАС) в выставочном центре «Крокус Экспо». Он вызвал значительный интерес, так как стал первым шагом России в направлении серийного производства электромобилей. Прототип демонстрировался на различных выставках и автосалонах, где получил положительные отзывы за свою инновационность. Разработка обошлась в 10 млн €.
Основной задачей было адаптировать существующую платформу для установки электрической силовой установки. Разработкой занимались инженеры АвтоВАЗа совместно с партнёрами, включая РОСНАНО, которая вложила в разработку и производство Lada Ellada около 420 млн рублей (по данным на 2011 год).
Команда разработчиков Lada Ellada
Разработка Lada Ellada стала результатом работы команды инженеров и конструкторов АвтоВАЗа, а также партнёров. Среди ключевых участников проекта можно выделить Евгений Шмелёв («АвтоВАЗ»), Сергей Курдюк («АвтоВАЗ»), Сергей Аманов («АвтоВАЗ»), Александр Свиридов («АвтоВАЗ» — руководитель проекта производства экспериментальной партии), Сергей Ивлев («АвтоВАЗ»), Георгий Ефремов (Ставропольский край) и Дмитрий Толмачев (Ставропольский край).
Конструктив Lada Ellada
Технические характеристики Lada Ellada
Параметр | Значение |
---|---|
Тип кузова | 5-дверный хэтчбек (на базе Lada Kalina) |
Тип двигателя | Асинхронный электродвигатель |
Мощность двигателя | 60 кВт (82 л.с.) |
Тип аккумулятора | Литий-железо-фосфатный (LiFePO4) |
Емкость аккумулятора | 23 кВт·ч |
Запас хода | До 150 км |
Максимальная скорость | 140 км/ч |
Время зарядки | 8-10 часов (от бытовой сети) |
Масса аккумуляторов | 240 кг |
Напряжение аккумуляторов | 350 В |
Срок службы аккумуляторов | До 3000 циклов зарядки |
Система охлаждения | Жидкостная (антифриз) |
Трансмиссия | Одноступенчатый редуктор с дифференциалом |
Привод | Передний |
Габариты (ДхШхВ) | 4040x1700x1500 мм |
Снаряженная масса | 1350 кг |
Производство аккумуляторов для Lada Ellada стало одним из ключевых этапов в создании этого электромобиля. Аккумуляторы предполагалось производить на заводе «Лиотех» в Новосибирске. Этот завод был создан при поддержке РОСНАНО и специализировался на производстве литий-ионных батарей для различных отраслей, включая автомобильную промышленность. Но на серийных автомобилях использовались китайские аккумуляторы компании Thunder Sky, которые, по некоторым сведениям, поставлялись в обмен на крупноформатные батареи, которые Лиотех поставлял в Китай.
Конструктивно часть аккумуляторов расположили в подкапотном пространстве, остальные же смонтированы над задней осью. Полная зарядка от бытовой сети длилась 8-10 часов.
Технические характеристики аккумуляторов
- Тип аккумуляторов: литий-железо-фосфатные аккумуляторы
- Ёмкость: 23 кВт·ч
- Масса аккумуляторов: 2х120=240 кг
- Напряжение: 350 В
- Запас хода: До 150 км на одном заряде
- Срок службы: 3000 циклов
В автомобиле использовался асинхронный электродвигатель из Швейцарии, от фирмы MES-DEA. Мощность — 30 киловатт в номинале и до 60 киловатт — в пике. Сопутствующая бортовая электроника также использовалась от фирмы MES-DEA. Двигатель был рассчитан на питание трехфазным переменным током и выдавал 81,6 лошадиную силу. Он имел жидкостную систему охлаждения. Использовался обычный антифриз и дополнительный электронасос.
Двигатель совмещён с простейшим одноступенчатым редуктором, в корпусе которого также расположен дифференциал, от которого отходят ШРУСовые приводы на передние колёса.
Производство Lada Ellada
Серийное производство Lada Ellada началось в 2013 году на мощностях АвтоВАЗа в Тольятти. Автомобиль позиционировался как городской электромобиль, предназначенный для использования в условиях мегаполисов. Основной заказ на этот электрокар поступил к Олимпийским играм в Сочи-2014.
В серию автомобиль пошел в кузове ВАЗ-1117. Снаружи ни малейших отличий «электро» от «бензинки» не было, за исключением наклеечек «электромобиль» и нарисованными зелёными ленточками.
Lada Ellada выпускалась в одной основной модификации, но с различными доработками в зависимости от целевого использования:
-
Базовая версия:
- Запас хода: до 150 км.
- Максимальная скорость: 140 км/ч.
- Мощность электродвигателя: 60 кВт (82 л.с.).
- Аккумулятор: литий-железо-фосфатные аккумуляторы, ёмкость 23 кВт·ч.
-
Версия для такси:
Оснащалась дополнительным оборудованием для работы в службах такси (навигация, счётчик, усиленная подвеска).
-
Экспериментальные версии:
Некоторые автомобили использовались для тестирования новых технологий, таких как усовершенствованные аккумуляторы или системы рекуперации энергии. Интеграция солнечных панелей на крыше для подзарядки.
Серийное производство Lada Ellada было ограниченным. Всего было выпущено около 100 автомобилей. Основными причинами низкого объёма производства стали:
- Высокая стоимость электромобиля (около 1,2 млн рублей), что делало его недоступным для массового потребителя.
- Ограниченная инфраструктура для зарядки электромобилей в России.
- Низкий спрос на электромобили в тот период.
Большая часть выпущенных автомобилей была направлена в государственные структуры, включая службы такси и коммунальные предприятия.
- В 2013 году несколько Lada Ellada были переданы в администрацию города Тольятти (где расположен АвтоВАЗ). Они использовались в качестве служебных автомобилей для сотрудников администрации. Это был символический шаг, подчеркивающий поддержку местного производства.
- В 2014 году несколько Lada Ellada были переданы коммунальным службам Москвы. Они использовались для патрулирования и выполнения небольших задач, таких как доставка документов или инспекция городских объектов. Это был один из первых опытов использования электромобилей в городской инфраструктуре.
- В 2014 году партия Lada Ellada была отправлена в Крым для тестирования в условиях жаркого климата. Автомобили использовались в качестве служебного транспорта в государственных учреждениях. Это позволило оценить работу аккумуляторов и систем охлаждения в условиях высоких температур.
- Часть автомобилей была передана компании РОСНАНО, которая участвовала в финансировании проекта. Они использовались для внутренних нужд компании, а также для демонстрации технологий на различных выставках и мероприятиях.
- В 2019 году одна из машин Lada Ellada была превращена в модель на топливных водородных элементах. Специалисты компании «Электротранспортные технологии» совместно с Центром компетенций НТИ по технологиям новых и мобильных источников энергии при ИПХФ РАН и фирмой «ИнЭнерджи» оснастили универсал электродвигателем без постоянных магнитов, батареей на 24 кВт·ч и системой топливных элементов с водородными баллонами высокого давления на 20 кВт·ч. Перевод на водород позволил увеличить запас хода до 300 километров. В городских условиях новинка может получать энергию от розетки, а в дальних поездках — от водорода. Премьера водородной Lada Kalina состоялась на международном форуме «Открытые инновации» в Москве.
Lada Ellada поставлялась исключительно юридическим лицам, чтоб автозавод мог получить системную статистику по эксплуатации машин в интенсивном режиме. Но были и исключения. Известно, что кроме С. Чемезова ( руководитель государственного холдинга «Ростех» ) владельцем автомобиля в 2012 году стал король Иордании, а в 2014 году автомобиль приобрёл глава «Минпромторга» Денис Мантуров.