Автомобиль ВАЗ-2108 (Лада Самара)

Из истории ВАЗ-2108
К концу 70-х гг. совершенно чётко обозначилась тенденция перехода легковых автомобилей на передний привод. На ВАЗе тоже начали задумываться о переднем приводе. Специалисты ФИАТ сотрудничать с нами по новому переднеприводному автомобилю отказались.
31 декабря 1978 года был собран первый опытный образец автомобиля ВАЗ-2108.В новинку было все: переднеприводная компоновка, кузов хэтчбек, поперечное расположение двигателя, независимая подвеска всех колёс, передние дисковые тормоза с плавающей скобой,бесконтактная система зажигания, передняя подвеска типа McPherson, реечное рулевое управление, тросовый привод сцепления, пластмассовые энергопоглощающие бамперы, двери и капот из алюминия.
31 декабря 1979 г.-первый опытный образец автомобиля ВАЗ-2108.
В середине 1979 года появилось постановление ЦК и Совмина об организации производства переднеприводных автомобилей на ВАЗе. Решили разрабатывать автомобиль своими силами, но пригласить две зарубежные фирмы – своего рода консультантов. Также, на 2108 было куплено более 20 лицензий, в том числе – реечное рулевое управление, сцепление, передние дисковые тормоза, подвеска МакФерсон, замки дверей и др. В качестве консультанта по конструкции были приглашены специалисты «Порше». Одной из причин было следующее... В 1975 году президент фирмы «Порше» Э. Фурманн встретился с В. Поляковым, тогда уже министром автомобильной промышленности СССР. И в разговоре отметил, что немецкое государство причинило много бед Советскому Союзу, развязав вторую мировую войну, и что это необходимо каким-то образом компенсировать. В качестве консультанта по технологии ФИАТ предложил свою дочернюю фирму UTS.
Позднее к разработке проекта подключились и другие фирмы, с которыми были заключены лицензионные соглашения по шасси: Lucas (Англия) – дисковый тормоз, вакуумный усилитель тормозов; Zahnradfabrik (Германия) – реечный рулевой механизм, синхронизаторы коробки передач; Automotiv Prodax – сцепление; Wayassauto – стойки передней подвески; Hardy Spicer (Англия) – шарниры равных угловых скоростей. Чуть позже было заключено соглашение по балке задней подвески с ф.Volkswagen.
В 1981 году появились новые прототипы автомобилей 2108. Эта серия уже называлась «серией 100» (по правилам, принятым на «Порше»).
Благодаря интенсивной и чётко налаженной работе удалось уже в конце 1984 года собрать первую опытно-промышленную партию автомобилей ВАЗ-2108.
Вверху - автомобиль ранних выпусков, с пластиковой «маской». Её коробление и трудности с подгонкой вынудили перейти на всех моделях семейства на цельное «длинное» крыло. При этом изменились и капот, и облицовка радиатора.
ВАЗ-2108 - легковой автомобиль малого класса с приводом на передние колеса и поперечным расположением двигателя. Выпускался Волжским автомобильным заводом. В данный момент не производится. Выпускается её преемница — 2113, которая внешне отличается от 2108 изменённой формой передка (крылья, капот, оптика), другими бамперами, наличием пластиковых накладок на порогах и спойлером на задней двери.
Автомобиль ВАЗ-2108 - это эпохальное событие не только для Волжского автозавода, но и для отечественных автолюбителей. Предложено было именовать ее на внутреннем рынке -"Спутником", но название не прижилось и в конце концов утвердилось экспортное - "Самара". Модель ВАЗ-2108 Спутник/Lada Samara положила начало массовому выпуску в стране переднеприводных легковых автомобилей. Автомобиль получился, конечно, более надежный в управлении, безопасный и экономичный по сравнению с классическими "Жигулями". Коррозионная стойкость кузова также стала объективно лучше.
Несмотря на широкие двери, выход и вход на заднее трехместное сиденье затруднены. Это обстоятельство, как правило, толкуется в пользу некоего имиджа молодежной спортивности, хотя во всем мире это, скорее, признак "автомобиля для домохозяек" (дешевле и безопаснее при перевозке маленьких детей - не вывалятся). Салон комплектуют гобеленовыми анатомическими сиденьями с достаточным запасом по регулировкам в трех направлениях, обивка дверей дефектами не страдает, как и прочая периферия в салоне (хотя и начинают "аккомпанировать" уже после небольшого пробега). Среди досадных мелочей встречаются такие, как отсутствие подголовников для задних сидений и пепельницы, неудобство доступа к ремням безопасности передних сидений (слишком далеко сдвинута назад стойка кузова), высокое расположение кромки багажника. Запасное колесо расположено в нише багажника. Вместимость багажника увеличивается при сложенной спинке заднего сиденья (к сожалению, она не складывается по частям и не принимает до конца горизонтальное положение, что не позволяет перевозить действительно громоздкие предметы).
Машина оснащается рядными 4-цилиндровыми бензиновыми двигателями. Первоначально базовым двигателем на ВАЗ-2108 был взят 1,3-литровый 65-сильный (ВАЗ-2108) с четырехступенчатой коробкой передач. Его отличает, при правильном и своевременном техническом обслуживании, достаточная надежность. Он способен без проблем пройти 150 тыс. км (при условии не гоночного темперамента владельца). Единственное, с чем придется мириться, так это с частой заменой масляного фильтра и необходимостью обслуживания зажигания и регулировки клапанов только на СТО. Модификация ВАЗ-21083, выпускаемая с 1987 года, оснащается карбюраторным двигателем рабочим объемом 1,5л. ВАЗ-21083i - инжекторным двигателем рабочим объемом 1.5л. Несколько позже, для экспорта в некоторые страны, начали производство модификации ВАЗ-21081 с рядным 4-цилиндровыми бензиновым 1,1-литровым 53-сильным не слишком темпераментным двигателем. В 1996 году выпуск этой модификации завершили.
С 1994 года Волжский автозавод выпускал ВАЗ-2108-91 с РПД ВАЗ-415 объемом 1,3 литра, мощностью 140 л.с. при 6500 об/мин, но, конечно — ограниченными партиями.
На этом автомобиле впервые в модельном ряду ВАЗа была применена пятиступенчатая коробка передач, которая в дальнейшем стала устанавливаться на все модели семейства «Самара» (первый советский легковой автомобиль с пятиступенчатой КПП — Москвич-2141). Также эти автомобили впервые для российской автомобильной промышленности стали окрашиваться металлизированными эмалями в серийном производстве.
В 1990 году был проведен рестайлинг передней части, в результате которого "восьмерка" приобрела иную форму крыльев и избавилась от пресловутого "клюва". На рынке версии с отдельным "клювом" в передке и "коротким крылом" (до 1991 года выпуска) уступают место моделям ВАЗ-21083 с "длинным крылом". Достаточно много предложений о продаже ВАЗ-21081 и ВАЗ-21083 с велюровым салоном и более удобной панелью "люкс" с тахометром и маршрутным компьютером (стандарт для седанов ВАЗ-21099 и версий с инжекторными двигателями), которые также устанавливают на автомобили, побывавшие в аварии (чтобы подороже спихнуть). В свое время неудачный дизайн "клюва" вызвал к жизни целую прослойку мелких фирм и фирмочек, которые пытались выпускать различные накладные детали оформления, менявшие неудачную внешность "восьмерки".
Существует еще ряд моделей, которые по своим характеристикам не отличаются от базовых моделей, но из за разницы в расположении узлов и агрегатов получили собственные индексы. Экспортные варианты, выпускаемые для Великобритании - ВАЗ-21086, ВАЗ-21087, ВАЗ-21088. Это аналоги соответственно моделей ВАЗ-2108, ВАЗ-21081, ВАЗ-21083, но с правосторонним расположением рулевой колонки. Соответственно изменено расположение педалей управления и вакуумного усилителя тормозов. Изменен алгоритм движения дворников ветрового стекла. Они двигаются слева направо, что обусловлено 'зеркальным' механизмом привода дворников.
По объявлениям изредка встречаются кабриолеты западного производства с инжекторными двигателями (Natasna, Bohemia Cabrio). Иногда предлагают модели с правым рулем из Великобритании (такие машины носят заводские индексы: 21086 с двигателем 1,3 л; 21087 - 1,1 л; 21088- 1,5 л). Попадается также двухместный фургон ВАЗ-2108Ф (ВАЗ-1706) Челнок (название говорит само за себя) с высокой пластиковой крышей (общая высота 1900 мм) и грузовым отсеком объемом в 2,2 куб.м. Его грузоподъемность 450 кг, а погрузочная высота за счет оригинальной конструкции задней двери понижена до 550 мм.
Сейчас можно выбрать варианты с различными панелями приборов ("высокая" или "низкая"), с системой впрыска топлива и различным дополнительным оборудованием. Последняя новинка - устанавливаемая на заводе на часть выпуска системы защиты автомобиля от угона. Этот, в целом удачный автомобиль, даже после более 15 лет выпуска остается популярным у покупателей, в основном благодаря низкой цене, хорошим ездовым свойствам и доступности ремонта.
В 1998 году на базе моделей 21083 и 21213 был разработан внедорожник ВАЗ-210834 Лада Тарзан, в 2000 году ВАЗ-210832 Спутник / Cамара.
С 2001 г. была принята новая программа комплектации моделей: варианты исполнения для автомобилей с карбюраторным двигателем: "стандарт" (ВАЗ-21083-00), "норма" (ВАЗ-21083-01) и "люкс" (ВАЗ-21083-02). В модельном ряду АО "АВТОВАЗ" 2001-2002 гг. представлены модификации ВАЗ-21083 с карбюраторным и впрысковым двигателями.
Устройство автомобиля ВАЗ-2108
Модификации ВАЗ-2108
-
ВАЗ-2108-91 - внешне полностью идентична ВАЗ-2108, но с двухсекционным РПД ВАЗ - 415 мощностью 140 л.с. объемом 1300 см3.
-
ВАЗ-21081 внешне полностью идентична ВАЗ-2108, установлен двигатель объемом 1100 см3. Модель в основном поставлялась на экспорт.
-
ВАЗ-21083 внешне полностью идентична ВАЗ-2108, установлен карбюраторный двигатель объемом 1500 см3.
С 2001 г. была принята новая программа комплектации моделей. В результате модель ВАЗ-21083 получила удлиненные индексы, в зависимости от комплектации:
- ВАЗ-21083-00 - комплектация «стандарт»
- ВАЗ-21083-01 - комплектация «норма»
- ВАЗ-21083-02 - комплектация «люкс»
Первая серийная инжекторная модель ВАЗ-21083 имела индекс ВАЗ-21083-20 и была выпущена в 1994 году. С 2001 г. была принята новая программа комплектации моделей, в результате чего комплектации модели ВАЗ-21083-20 присвоили наименование «стандарт».
Полный список модификаций легковых ВАЗ-21083 с инжектором:
- ВАЗ-21083-20 - комплектация «стандарт»
- ВАЗ-21083-21 - комплектация «норма»
- ВАЗ-21083-22 - комплектация «люкс»
- ВАЗ-210834 - В 1998 году на базе моделей 21083 и 21213 был разработан внедорожник ВАЗ-210834 с двигателем 21213 и Лада Тарзан с двигателем 21231
- ВАЗ-21084 - внешне полностью идентична ВАЗ-2108, установлен двигатель объемом 1600 см3. Представляет собой мотор ВАЗ-21083 с увеличенным по высоте на 1,2 мм блоком, несколько измененной головкой и новым коленвалом и распредвалом. Поршень диаметром 82 мм, обрезанный по высоте на 1,8 мм, здесь будет иметь ход 74,8 мм. Выпускалась мелкими сериями в условиях опытно-промышленного производства.
- ВАЗ-21085 - идентична ВАЗ-2108, но с 16-ти клапанным инжекторным двигателем объемом 1500 см3 мощностью 93 л.с..
- ВАЗ-21086 - представляет собой модель ВАЗ-2108 с правым расположением рулевого колеса.
- ВАЗ-21087 - представляет собой модель ВАЗ-21081 с правым расположением рулевого колеса.
- ВАЗ-21088 - представляет собой модель ВАЗ-21083 с правым расположением рулевого колеса.
- ВАЗ-21089 - внешне полностью идентична ВАЗ-2108, но с двухсекционным РПД ВАЗ - 414 мощностью 120 л.с. Выпускалась мелкими партиями до появления нового РПД ВАЗ - 415. Затем на смену пришла модель ВАЗ-2108-91.
По объявлениям изредка встречаются кабриолеты западного производства с инжекторными двигателями (Natasna, Bohemia Cabrio).
ВАЗ-2108 CABRIO
Габаритные размера ВАЗ-2108
Технические характеристики ВАЗ-2108
Модель |
ВАЗ - 2108 |
ВАЗ -21083 |
ВАЗ-21081 |
ВАЗ-21083-20 |
Общие данные |
||||
Число мест, включая водителя Масса перевозимого груза, кг: при одном пассажире при четырех пассажирах Допустимая масса прицепа без тормозов/ с тормозами, кг |
5 275 50 500/750 |
|||
Снаряженная масса, кг | 900 |
920 |
900 |
915 |
Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм | 4006x1620x1402 |
|||
Радиус поворота по колее внешнего колеса, м | 5,2 |
|||
Максимальная скорость, км/ч | 148 |
156 |
140 |
156 |
Время разгона с места до 100 км/ч с водителем и пассажиром, сек | 16 |
13 |
17 |
12,5 |
Тормозной путь со скорости 80 км/ч, м: при использовании рабочей тормозной системы при использовании запасной тормозной системы (один контур) Выбег со скорости 50 км/ч, м Максимальный преодолеваемый подъем, % |
38 85 500 36 |
|||
Условный расход топлива, л/100 км: при постоянной скорости 90 км/ч при постоянной скорости 120 км/ч городской цикл |
5,7 7,8 8,6 |
5,9 8,0 8,6 |
5,7 7,9 8,2 |
5,7 7,7 8,0 |
Двигатель |
||||
Модель | 2108 |
21083 |
21081 |
2111-80 |
Тип | Четырехцилиндровый бензиновый рядный |
|||
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
|||
Система питания | Карбюратор ДААЗ типа «Солекс» |
Распределенный впрыск |
||
Диаметр цилиндра х ход поршня, мм Рабочий объем, см3 Степень сжатия Номинальная мощность, кВт (л.с.)/ частота вращения, мин Крутящий момент, Н-м/ частота вращения, мин |
76x71 1295 9,9 47,5 (64,6)/ 5600 94,8/3400 |
82x71 1499 9,9 52,6 (71,5)/5600 106,4/3400 |
76 х 60,6 1100 9,0 38,9 (52,9)/5600 77,9/4000 |
82x71 1499 9,8 55,9 (76,0)/ 5600 118,0/2800 |
Трансмиссия |
||||
Сцепление Привод выключения сцепления Коробка передач Привод передних колес |
Однодисковое сухое с центральной нажимной пружиной |
|||
Ходовая часть |
||||
Передняя подвеска Задняя подвеска Колеса Размер обода Шины Размер шин Рулевое управление Рулевой механизм Рулевой привод Рабочая тормозная система Передний тормозной механизм Задний тормозной механизм Стояночный тормоз |
Независимая с телескопическими гидравлическими амортизаторными стойками, витыми цилиндрическими пружинами, нижними поперечными рычагами с растяжками и стабилизатором поперечной устойчивости |
|||
Электрооборудование |
||||
Схема электрооборудования Аккумуляторная батарея Генератор Стартер |
Однопроводная, отрицательный полюс источников питания соединен с «массой». |
|||
Кузов |
||||
Модель Тип |
ваз 2108 или ваз 21083 |
Технические характеристики и комплектация: | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Модель | 21083 |
||||||
Вариант исполнения | 20 стандарт |
21 норма |
22 люкс |
||||
Тип кузова | хэтчбек | ||||||
Количество дверей | 3 | ||||||
Габаритные размеры, мм: | |||||||
длина | 4006 | ||||||
ширина | 1620 | ||||||
высота | 1400 | ||||||
Колёсная база, мм: | 2460 | ||||||
Колея передних/задних колёс, мм: | 1400/1370 | ||||||
Ведущие колёса | передние | ||||||
Двигатель | 2111 (8 кл.) | ||||||
Рабочий объем двигателя, куб. см | 1499 | ||||||
Макс.мощность, кВт (об/мин) | 56,4 (5400) | ||||||
Макс. крутящий момент, Нм (при об/мин) | 115,7 (2800) | ||||||
Система питания | распределённый впрыск | ||||||
Число передач в КП | пять | ||||||
Передаточное число глав, передачи | 3,7 | ||||||
Максимальная скорость, км/ч | 156 | ||||||
Время разгона с места до 100 км/ч, с. | 14 | ||||||
Расход топлива, л/100 км: | |||||||
смешанное движение | 7,3 | ||||||
загородное движение | 5,7 | ||||||
городское движение | 10,0 | ||||||
Размер шин | 165/70R13 или 175/70R13 | ||||||
Рулевое колесо | 2110 | ||||||
Панель приборов | 21083 | ||||||
Коврики | ворсированные | ||||||
Электрообогреватель заднего стекла | + | + | + | ||||
Электростеклоподъемники передней двери | - | - | - | ||||
Электроблокировка замков дверей | + | + | + | ||||
Бортовая система контроля | + | + | + | ||||
Иммобилизатор | + | + | + | ||||
Бамперы | энергопоглащающие | ||||||
Фароочиститель | - | - | + | ||||
Плафон индивидуальной подсветки | + | + | + | ||||
Противотуманные фары | + | + | + | ||||
Наружные зеркала | левое/правое | ||||||
Обогрев передних сидений | - | - | - | ||||
Обивка сидений | твид | твид с карм. | твид с карм. | ||||
Обивка потолка | цельноформованная | ||||||
Обивка дверей | цельноформованная | ||||||
Обивка багажника | - | + | + | ||||
Подголовники задних сидеий | - | - | + | ||||
Коврик багажника пластиковый | - | - | + | ||||
Окраска "металлик" | + | + | + |
"-" — не входит в вариант исполнения
"+" — устанавливается серийно
Интерьер ВАЗ-2108


ВАЗ-210834 Лада Тарзан
В 1998 году на базе моделей 21083 и 21213 был разработан внедорожник ВАЗ-210834 Лада Тарзан
ВАЗ 210834 "Тарзан" - базовая модель семейства полноприводных автомобилей, разработанных дизайн-группой "DECON" и подготовленных совместно с фирмой "Лада-Консул" к производству в АО "АвтоВАЗ". При разработке "Тарзана" использовались серийные узлы и агрегаты автомобилей ВАЗ.
"Тарзан" - это автомобиль с колесной формулой 4х4, объединивший в себе комфорт переднеприводных автомобилей семейства "Самара" и проходимость "Нивы", который можно с успехом использовать как на скоростном шоссе, так и по бездорожью.
Автомобиль выглядит мощным и агрессивным, рядом с ним обычная "восьмерка" кажется легковесной. Внешне о "джиповости" напоминают только широкие подножки. Нет никаких "кенгуринов", дуг с фарами и висящих снаружи запасок, да и не нужны они - автомобиль, хотя и довольно высокий, выглядит на удивление "пропорциональным и правильно сложенным". Под капотом вдоль оси автомобиля разместился двигатель "ВАЗ 2130" рабочим объемом 1,8 л.
Колесная формула/ведущие | 4х4 / полноприводный |
Схема компоновки | двигатель расположен спереди, продольно |
Тип кузова | цельнометаллический с навесными пластмассовыми элементами, установлен на раму на резинометаллических элементах трехдверный "хетчбек" |
Количество мест спереди/сзади | 2 / 3 |
Масса снаряженного автомобиля, кГ | 1120 |
Полная масса, кГ | 1520 |
Допустимая масса буксируемого прицепа
- прицеп без тормозов, кГ |
400 1000 |
Максимально допустимая нагрузка
- на переднюю ось, кГ |
780 780 |
Колея передних колес, мм | Колея задних колес, мм | База, мм | Длина, мм | Ширина, мм | Высота, мм |
1470 | 1470 | 2585 | 4030 | 1710 | 1590 |
Модель двигателя | Система питания | Максимальная скорость, км/час | Время разгона 0…100 км/час, сек | Расход топлива, л* |
ВАЗ-21213 | карб. | 150 | 17 | 9,5/10,3/11,8 |
ВАЗ-2130 | карб. | 150 | 17 | 9,5/10,3/11,8 |
ВАЗ-2111 | Р.В. | 140 | 17 | 9,5/10,3/11,8 |
ВАЗ-2112 | Р.Ф.В. | 150 | 17 | 9,5/10,3/11,8 |
РАМА | Сварной прямоугольный профиль переменного сечения |
ТИП ТРАНСМИССИИ |
4х4 с постоянным приводом на базе узлов и агрегатов ВАЗ-21213 |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ |
передняя и задняя подвески на базе ВАЗ-21213, независимые, пружинные, на поперечных рычагах, с гидравлическими телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости, оптимизированные по упругим характеристикам и угловой жесткости за счет применения новых пружин и амортизаторов. |
ШИНЫ | 195/65R1591H, 205/60R1591H |
Дополнительное оборудование |
Электростеклоподъемники, центральный замк, электроподогрев сидений, противоугонное устройство, кондиционер, люк в крыше, противотуманные фары, спойлеры |
ВАЗ-2108 ИКС
Машина разработана по заказу Аэрофлота. Аэрофлот предложил ВАЗ разработать на базе автомобиля ВАЗ-2108 экспериментальный образец измерителя коэффициента сцепления (ИКС) взлётно-посадочной полосы (ВПП). Что позволило бы с достаточной точностью спрогнозировать дистанцию торможения воздушных судов на различных ВПП «Аэрофлота».
В марте 1986 года был изготовлен опытный образец авт. ВАЗ-2108 ИКС и опробован на дороге. На макетном образце всё работало более-менее нормально.
В 1989 году по разработке ВАЗ были собраны 10 автомобилей на московском заводе гражданской авиации № 408. Итог оказался неважным – специалистами было выявлено большое количество замечаний и недоработок.
На этом первый этап разработки ВАЗ-2108 ИКС завершился.