Автомобиль ВАЗ-2101
ИСТОРИЯ ВАЗ-2101
Экспортное наименование ВАЗ 2101: Lada 1200/1300/1200S
Прототипом для создания нового советского автомобиля был итальянский ФИАТ-124, завоевавший в 1965 году титул "Автомобиль года". Однако, новый ВАЗ-2101 принципиально отличается от своего итальянского "брата". В первую очередь совершенно другим двигателем с верхним распредвалом и увеличенным межцентровым расстоянием, что в будущем позволило неоднократно увеличивать литраж мотора. При сохранении рабочего объема 1198 см куб. диаметр цилиндра стал больше на 3 мм (с 73 до 76 мм), а ход поршня уменьшился с 71,5 до 66 мм, то есть двигатель стал более короткоходным, а значит – более приемистым. В общей сложности в конструкцию итальянской малолитражки "ФИАТ-124" было внесено свыше 800 изменений.
В сцеплении увеличили наружный диаметр накладок – со 182 до 200 мм. В коробке передач доработали конструкцию синхронизаторов. По причине преимущественно плохого дорожного покрытия клиренс увеличили со 164 до 175 мм, правда, только в передней части, так как сзади это не позволял картер неразрезного моста. Передняя подвеска была полностью переработана: изменена ее кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры. Ведущий мост – новый. Архаичная трехрычажная задняя подвеска уступила место прогрессивной пятиштанговой конструкции.
Еще на ранних стадиях испытаний выяснилось, что отечественное бездорожье неприемлемо для задних дисковых тормозов Fiat – уже при 2-3 тысячах км пробега колодки стирались до металла, поэтому тормоза заменили барабанными.
Кузов также основательно доработан и усилен. Вместо двух проушин под домкрат (по одной с каждого борта) появились четыре, что обеспечивало гораздо более надежное «вывешивание» автомобиля, к тому же, прежние одинарные проушины находились под серединой порога, и на русских колдобинах от них бы вскоре ничего не осталось.
В переднем бампере появилось отверстие для "кривого стартера" – в наших условиях вещь просто необходимая. Кроме того, передний и задний бамперы обрели "клыки", а рядом с ними появились буксирные проушины, которых на Fiat не было. Передние сиденья, в отличие от кресел итальянских Fiat, стали раскладывающимися. Кнопочные ручки дверей заменили "безопасными". Кроме того, появилось наружное зеркало заднего вида.
Автомобиль стал тяжелее. Его снаряженная масса увеличилась с 855 до 945 кг. С другой стороны, конструкция стала намного прочнее и надежнее. Говоря о доработке Fiat 124 для российских условий производства и эксплуатации, стоит учесть, что она проводилась преимущественно силами итальянцев. Конечно, "вазовские" специалисты принимали участие в работах, и опыт, накопленный в процессе испытаний, позже применялся ими при создании последующих моделей. Впрочем, итальянцы продолжали снабжать "вазовцев" техпредложениями по изменению конструкции вплоть до постановки на производство ВАЗ-2103.
19 апреля 1970 г. - это дата в истории Волжского автомобильного завода по праву названа триумфальной: на главном конвейере собран первый автомобиль. Первенец ВАЗ-2101 оправдал ожидания его создателей. Ходовые качества автомобиля были превосходны.
Волжский автозавод начал реализацию автомобилей ВАЗ-2101 через торговую сеть. После 19 лет эксплуатации первый товарный автомобиль занял почетное место в музее Волжского автозавода, а владелец "копейки" с удовольствием пересел за руль "девятки", подаренной ему ВАЗом.
В 1974 году генеральный директор ВАЗа В.Н. Поляков поставил задачу создать собственный РПД (роторно-поршневой двигатель). Решение было поручено специальному конструкторскому бюро (СКБ РПД), которое возглавил Б.С. Поспелов. При всех достоинствах РПД - компактности, приемистости, отсутствии кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов, а так же значительно меньших габаритов и массе при одинаковой с поршневыми двигателями внутреннего сгорания мощности, он имел и ряд серьезных недостатков.
Основными на тот период были часто выходящие из строя уплотнительные элементы, плохая приспосабливаемость к изменениям внешней нагрузки, повышенный расход топлива и неудовлетворительные показатели по выбросам в отработавших газах. С таким набором плюсов и минусов и предстояло работать коллективу СКБ РПД Тольятти. Заметим, что отечественным разработчикам, в отличие от зарубежных, не пришлось воспользоваться наработками господина Феликса Ванкеля: денег на покупку лицензии или патента не было. Пошли проверенным «советским» путем - достали серийный РПД фирмы NSU, разобрали, скопировали, где было не ясно - докумекали и сделали свой односекционный роторно-поршневой двигатель.
Его появление датировано 1976 годом. Тогда первенец СКБ - худо-бедно завращался, принеся надежду на будущее. Последующие пять лет ушли на доработку конструкции и борьбу с недостатками. В 1978 году родился первый серийный РПД ВАЗ-311 мощностью 70 л.с. В 1982 году на выставке НТТМ-82 вазовцы впервые продемонстрировали ВАЗ-21018 - автомобиль с роторно-поршневым двигателем. Машина представляла собой ВАЗ-21011 с силовым агрегатом ВАЗ-311 и развивала максимальную скорость 143 км/ч. Невзирая на недоведенность конструкции, было принято решение о выпуске опытно-промышленной партии автомобилей ВАЗ-21018 с РПД. Было выпущено 50 автомобилей для опробования в реальных условиях эксплуатации.
Первый блин оказался комом. Разработка оказалась неудачной. После того как автомобили были проданы, разразился скандал, так как массовые дефекты в эксплуатации породили волну рекламаций. Основными неисправностями были выход из строя уплотнителей и подшипниковых узлов, появились также недостаточная сбалансированность роторно-эксцентрикового механизма (РЭМ) и плохая топливная экономичность. Массовые отказы и дефекты привели к тому, что завод был вынужден за пол года заменили РПД на поршневые двигатели внутреннего сгорания на 49 автомобилях. Последовали и оргмероприятия: численность СКБ была сокращена вдвое, прекратилось строительство цехов для производства РПД и административного здания. Ушло много высококвалифицированных специалистов.
Проект ВАЗ-21018 спасли отечественные спецслужбы. Для установки на служебные машины им требовался мощный двигатель. Требования по ресурсу и расходу топлива были ниже, чем у автомобиля общего назначения, а замена двигателя в ходе эксплуатации ими допускалась. Со стороны спецслужб гарантировалась квалифицированная эксплуатация и предоставление информации о дефектах. В результате были созданы «Жигули» с двухсекционным РПД ВАЗ-411 мощностью 120 л.с., благодаря которым коллектив СКБ РПД остался «на плаву». А милиции и КГБ роторные «Жигули» позволяли безраздельно господствовать на дорогах. Обычные с виду вазовские машины легко догоняли даже мощные иномарки, которых в СССР того времени были единицы. ВАЗ-21019 именовали «Аркан».
В августе 1970 г. ВАЗ-2101 послужил базовой моделью для всей последующей гаммы моделей - автомобилей классической компоновки: ВАЗ-2102, -2103, -2104, -2105, -2106, -2107.
Прошло 30 лет со дня выпуска первого ВАЗ-2101. Но и в преклонном возрасте "копейки" колесят по дорогах, вызывая восхищение своей неприхотливостью, надежностью, выносливостью.
Общие данные по семейству ВАЗ-2101
Модификация | Двигатель | Панель приборов | Расположение руля |
---|---|---|---|
2101 | 2101 | 2101 | Слева |
2101-94 | 2103 | 2101 | Слева |
21011 | 21011 | 2101 | Слева |
21012 | 2101 | 2101 | Справа |
21013 | 2101 | 21011 | Слева |
21014 | 21011 | 21011 | Справа |
21016 | 21011 | 2101 | Слева |
21018 | 311 (РПД) | 2101 | Слева |
21019 | 411 (РПД) | 2101 | Слева |
-
ВАЗ-2101 (1970-1982) — первоначальный вариант, двигатель 1,2 л.
-
ВАЗ-21011 (1974-1981) — двигатель 1,3 вместо 1,2 л, изменены многие элементы оформления
-
ВАЗ-21012 (1974-1982) — Модификация 2101 с правосторонним расположением рулевого колеса
-
ВАЗ-21013 (1977) — оформление ВАЗ-21011, двигатель 1,2 л. внешне полностью идентична ВАЗ-21011, но с двигателем ВАЗ-2101
- ВАЗ-21014 — Модификация 21011 с правосторонним расположением рулевого колеса
-
ВАЗ-2101-94 — для милиции, двигатель 1,5 л (от ВАЗ-2103). Внешне идентичен ВАЗ-2101
- ВАЗ-21016 — для милиции двигатель 1,3 Внешне идентичен ВАЗ-2101 но двигатель ВАЗ-21011
-
ВАЗ-21018 — роторный двигатель (1 секционный) , 70 л.с.
-
ВАЗ-21019 — роторный двигатель (2 секционный) , 120 л.с.
Технические характеристики
Параметры |
Модель автомобиля ВАЗ |
|||
2101 |
21011 |
21018 |
21019 |
|
роторная |
||||
Общие данные |
||||
Количество мест , включая место водителя |
5 |
|||
Грузоподъемность , кг |
400 |
|||
Масса снаряженного автомобиля , кг |
955 |
|||
Масса , приходящаяся на переднюю ось , кг : |
||||
снаряженного автомобиля |
515 |
|||
полная |
615 |
|||
Масса, приходящаяся на заднюю ось , кг : |
|
|||
снаряженного автомобиля |
440 |
|||
полная |
740 |
|||
Просвет автомобиля при полной нагрузке и нормальном давлении в шинах , мм : |
||||
до поперечины передней подвески |
175 |
|||
до балки заднего моста |
170 |
|||
Наименьший радиус поворота ( по оси следа переднего внешнего колеса ), м |
5.6 |
|||
Максимальная скорость движения на высшей передаче , км / ч : |
|
|||
при полной массе автомобиля |
140 |
143 |
||
с водителем и одним пассажиром |
142 |
145 |
160 |
|
Время разгона автомобиля с места с переключением пе редач до скорости 100 км / ч , с : |
||||
при полной массе автомобиля |
22 |
20 |
||
с водителем и одним пассажиром |
20 |
18 |
||
Максимальный подъем при протяженности не менее двойной длины автомобиля , преодолеваемый без разгона при полной массе автомобиля , % |
34 |
34 |
||
Тормозной путь при полной массе автомобиля со скорости 80 км / ч , м |
43,2 |
43,2 |
||
Двигатель |
||||
Модель двигателя : |
2101 |
21011 |
ВАЗ 311 | ВАЗ 411 |
Диаметр цилиндра и ход поршня , мм : |
76x66 |
79x66 |
||
Рабочий объем , л : |
1.2 |
1.3 |
||
Степень сжатия |
8.5 |
8.5 |
||
Номинальная мощность по ГОСТ 14846 ( нетто ) при частоте вращения коленчатого вала 5600 мин " 1 , л.с. |
58,7 |
63.7 |
70 | |
Максимальный крутящий момент по ГОСТ 14846 ( нетто ) при частоте вращения коленчатого вала 3400 мин * 1 , кгс - м |
8.7 |
9.4 |
||
Порядок работы цилиндров |
1 -3-4-2 |
|||
Трансмиссия |
||||
Сцепление |
Однодисковое с центральной нажимной пружиной |
|||
Коробка передач |
механическая , трехходовая , четырехступенчатая |
|||
передаточные числа: |
||||
первая |
3,75 |
|||
вторая |
2,30 |
|||
третья |
1,49 |
|||
четвертая |
1,0 |
|||
задний ход |
3,87 |
|||
Карданная передача |
два вала с промежуточной эластичной опорой , соединяются с коробкой передач эластичной муфтой . Два жестких карданных шарнира на концах заднего вала имеют игольчатые подшипники |
|||
Главная передача |
коническая , гипоидная |
|||
передаточное число |
4,3 или 4,1 |
3,9 | 3,9 | |
Ходовая часть |
||||
Подвеска передних колес |
независимая , на поперечных рычагах , с цилиндрическими пружинами , телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости |
|||
Подвеска задних колес |
зависимая , жесткая балка , связанная с кузовом одной поперечной и четырьмя продольными штангами , с цилиндрическими пружинами и с гидравлическими телескопическими амортизаторами |
|||
колеса |
дисковые штампованные |
|||
размер обода |
1 Ш -330(4,50-13) |
|||
Шины : |
||||
камерные диагональные |
6.15-13(155-330) |
|||
камерные радиальные |
165/80 R13 |
|||
Ролевое управление |
||||
Редуктор рулевого механизма |
глобоидальный червяк с двухгребневым роликом |
|||
передаточное число |
164 |
|||
Рулевой привод |
трехзвенный, состоит из одной средней и двух боковых симметричных тяг . сошки , маятникового рычага и поворотных рычагов |
|||
Тормоза |
||||
Рабочие тормоза : |
||||
передние |
дисковые |
|||
задние |
барабанные с самоцентрирующимися колодками и регулятором давления задних тормозов |
|||
Привод рабочих тормозов |
ножной гидравлический, двухконтурный |
|||
Стояночный тормоз |
ручной, с тросовым приводом на колодки задних тормозов |
|||
Электрооборудование |
||||
Система электрооборудования |
одно про водная, отрицательный полюс источников питания соединен с массой |
|||
Номинальное напряжение, В |
12 |
|||
Аккумуляторная батарея |
6 СТ -55. емкость 55 А . ч при 20- часовом режиме разряда |
|||
Генератор | Г -221, переменного тока со встроенным выпрямителем , ток отдачи 42 А при 5000 мин -' | |||
Стартер | СТ-221, с электромагнитным тяговым реле и муфтой свободного хода | |||
Свечи зажигания | А17ДВ | |||
Кузов |
||||
Тип кузова | Седан, цельнометаллический, несущий, четырехдверный |